ВСЕБЕЛОРУССКОЕ НАРОДНОЕ СОБРАНИИЕ –ГАРАНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ И СУВЕРЕНИТЕТА
Материал подготовлен
Академией управления при Президенте Республики Беларусь
на основе информации Министерства экономики Республики Беларусь,
материалов агентства «БелТА» и газеты «СБ. Беларусь сегодня»
В суверенной Республике Беларусь последовательно укрепляются принципы народовластия. В нашей стране проводятся диалоговые площадки, широко обсуждаются знаковые законопроекты, совершенствуется работа с обращениями граждан, люди стремятся принимать личное активное участие в развитии регионов и республики в целом, произошло оздоровление партийной жизни.
Яркие примеры единства белорусов – поддержка абсолютным большинством граждан (около 83 % от принявших участие в голосовании) инициатив Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на конституционном референдуме 27 февраля 2022 г., итоги единого дня голосования 25 февраля 2024 г. Явка более 73 % избирателей на выборах в 2024 году убедительно продемонстрировала, что белорусский народ является истинным хозяином своей судьбы.
Надежной опорой и для людей, и для власти является Всебелорусское народное собрание (далее – ВНС). Этот политический институт, призванный быть гарантом политической стабильности и суверенитета страны, был создан еще в 1996 году по инициативе Главы государства. Этим шагом национальный лидер А.Г.Лукашенко спас страну от гражданского противостояния в то драматичное для нашего общества время. Именно на первом ВНС впервые была сформулирована парадигма белорусской модели социально-экономического развития как сочетания преимущества рыночного хозяйства с обеспечением социальной справедливости и эффективной социальной защиты граждан.
Новая редакция Основного Закона Республики Беларусь закрепила конституционный статус Всебелорусского народного собрания как высшего представительного органа народовластия. ВНС фактически представляет собой «надстройку» над всеми органами власти, политически оформленный голос белорусского народа.
Справочно:
Рекомендуемый видеоматериал для просмотра: Единый день голосования остался позади. Но впереди – новые выборы. Проект телеканала ОНТ «Все понятно с Мариной Караман».
ФУНДАМЕНТ БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
Народовластие в независимой Беларуси основано на глубоких исторических традициях.
Всебелорусское народное собрание стало современным воплощением идей народного вече в княжествах Древней Руси. Сознавая общую ответственность за судьбу Родины, наши предки все делали сообща. Именно поэтому в Полоцком княжестве с XI века на собраниях горожан из числа взрослых мужчин принимались важнейшие решения: избрание князя, объявление войны, начало мирных переговоров, заключение договоров с другими городами, распоряжение финансовыми и земельными ресурсами, назначение денежных сборов и др.
Важное значение в последующем развитии народовластия имеет Первый Всебелорусский съезд 1917 года. Это событие стало самым представительным форумом белорусского народа за всю предыдущую историю Беларуси. На съезде впервые было заявлено о намерении создать национальное белорусское государство.
Справочно:
Социалистическая Советская Республика Белоруссия (Белорусская Советская Социалистическая Республика) была провозглашена 1 января 1919 г.
Особое место в истории нашей страны занимает подлинно демократическое Народное собрание Западной Беларуси 1939 года, решившее судьбу людей, освобожденных Красной Армией от гнета панской Польши. Тогда Беларусь впервые за всю историю стала территориально целостной республикой, что послужило важнейшим фактором для дальнейшего поступательного развития государственного строительства.
После обретения Беларусью независимости первая половина 1990-х гг. была временем экономического хаоса и политических авантюр, социальных неурядиц, поиска собственной модели развития. В тот период Верховный Совет обладал практически ничем не ограниченной властью в стране. И далеко не все этой властью хотели делиться. Слабость государственного аппарата и правовой нигилизм порождали разгул коррупции и организованной преступности. Тогда, в уже в далеком 1996 году, противоречия между Главой государства и так и не умерившим свои непомерные амбиции Верховным Советом обострились настолько, что переживавшая острый экономический кризис страна вступила в полосу политического конфликта. Для выхода из этой ситуации Президент А.Г.Лукашенко принял решение напрямую обратиться к белорусскому народу, предложив власти и народу сообща решить назревшие проблемы развития общества.
До того, как вынести вопрос о создании президентской республики на референдум, в Беларуси было проведено знаковое мероприятие – в 1996 году в г. Минске состоялось первое Всебелорусское народное собрание. Оно было сформировано путем свободных демократических выборов.
Само название президентского доклада – «Только народ вправе решать свою судьбу» – предопределило не только суть возникшего нового политического института независимой Беларуси, но и магистральный смысл всей общественно-политической жизни страны.
Собрание предоставило гражданам возможность непосредственного обсуждения и принятия решений по наиболее актуальным вопросам жизни государства и общества. Белорусское политическое пространство стало приобретать все больше черт народной демократии, когда полноценным хозяином страны является народ.
Справочно:
Намеченные ориентиры и приоритеты:
первое ВНС (19–20.10.1996) – определение стратегии развития страны с акцентом на социально ориентированную рыночную экономику;
второе ВНС (18–19.05.2001) – продовольственная безопасность, экспорт, жилье, инновации и инвестиции;
третье ВНС (02–03.03.2006) – всестороннее развитие человека, рост реальных доходов населения, инновационное развитие экономики, энерго- и ресурсосбережение, рост экспорта и повышение конкурентоспособности продукции, развитие АПК и возрождение села, жилье и развитие малых городов;
четвертое ВНС (06–07.12.2010) – сохранение национальной модели социально ориентированной экономики, улучшение инвестиционного и бизнес-климата, развитие высокотехнологичных производств, рост экспорта;
пятое ВНС (22–23.06.2016) – повышение качества жизни населения на основе роста конкурентоспособности экономики, инвестиции, занятость, экспорт, информатизация, молодежь;
шестое ВНС (11–12.02.2021) – стабильность в обществе и рост благосостояния граждан, модернизация экономики, наращивание социального капитала, создание комфортных условий для жизни, работы и самореализации человека.
ВНС стало подлинным коллективным органом управления государством.
«Вместе, толокой можно преодолеть любые препятствия, найти выход из самой сложной ситуации, – подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 20 октября 2022 г. на совещании по вопросам формирования ВНС и изменения избирательного законодательства. – Собрание – опора и для народа, и для власти. Важно, чтобы непосредственно люди принимали решения, на которые потом будут опираться и государственные органы».
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕШЕНИЙ ШЕСТОГО ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ
На современном этапе для белорусов в борьбе за сохранение собственной государственности в условиях глобального геополитического противостояния и внешнего давления укрепление отечественной политической системы приобрело судьбоносный характер. Поэтому разработка и реализация важнейших направлений государственной политики проходит при участии широких слоев населения.
Шестое ВНС подвело итог масштабному общенациональному диалогу, в ходе которого на сотнях площадок обсуждались ключевые вопросы развития общества и государства.
Справочно:
В организационный комитет ВНС поступило свыше 17 тыс. соответствующих предложений и рекомендаций.
Все решения шестого ВНС претворяются в жизнь:
ПРАВОВОЙ СТАТУС И КОМПЕТЕНЦИЯ ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ
«Мы должны максимально приблизить центры принятия решений к людям, обеспечить постоянную, эффективную обратную связь между властью и населением. Это должно исходить из жизни и от наших людей», – констатировал Глава государства 12 февраля 2021 г. на шестом Всебелорусском народном собрании.
ВЫБОРЫ ДЕЛЕГАТОВ СЕДЬМОГО ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ
В соответствии с Законом делегатами ВНС являются:
ПОДГОТОВКА ПЕРВОГО ЗАСЕДАНИЯ СЕДЬМОГО ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ
В соответствии с распоряжением Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2024 г. № 25рп был создан Республиканский организационный комитет по подготовке и проведению ВНС (председатель – Премьер-министр Головченко Р.А.).
Рабочим органом ВНС является Секретариат. Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 2 февраля 2024 г. назначил на должность начальника Секретариата ВНС Мицкевича В.В.
«Провести предстоящее заседание ВНС необходимо и внешне, и по содержанию на самом высоком уровне», – такую задачу Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко поставил в ходе состоявшегося 18 марта 2024 г. совещания по вопросам подготовки проведения первого заседания седьмого Всебелорусского народного собрания.
Первое заседание седьмого Всебелорусского народного собрания состоится 24–25 апреля 2024 г.
Делегаты изберут Председателя ВНС, его заместителей, иных членов Президиума Всебелорусского народного собрания (15 человек).
Сегодня в белорусском обществе существует реальный запрос на безопасность и стабильность. Поэтому одним из основных вопросов станет утверждение Концепции национальной безопасности и Военной доктрины – исключительно актуальных документов, направленных на защиту суверенитета белорусского государства и формирование многополярного мира, преодоление кризиса европейской архитектуры безопасности.
Как заявил белорусский лидер А.Г.Лукашенко 26 января 2024 г. на церемонии вручения дипломов доктора наук и аттестатов профессора научным и научно-педагогическим работникам, «этот орган (прим. – ВНС) должен во время переходного периода, смены поколений быть на страже, он должен видеть, что происходит. Поэтому и Военную доктрину, и Концепцию национальной безопасности – вопросы войны и мира (для нас они важнейшие) – должны решать именно там».
Проект новой редакции Концепции национальной безопасности был одобрен в феврале 2023 г. на заседании Совета Безопасности Республики Беларусь.
Справочно:
Концепция национальной безопасности представляет собой совокупность официальных взглядов на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности Республики Беларусь.
В Республике Беларусь Концепция принималась трижды: в 1995, 2001 и 2010 годах.
Концепция национальной безопасности Республики Беларусь обновлена более чем на 70 % исходя из военно-политической обстановки, которая сегодня сложилась в мире.
Глава государства поручил до внесения новой Концепции на утверждение ВНС провести ее общественное обсуждение.
Справочно:
В течение 2023 года было организовано более 70 дискуссионных площадок во всех регионах страны, в государственных органах и организациях, трудовых коллективах, учреждениях образования, профсоюзных и общественных объединениях с привлечением представителей научного и экспертного сообщества, основных религиозных конфессий, субъектов гражданского общества.
Люди проявили неподдельный интерес к новшествам Концепции. В частности, и рядовые граждане, и авторитетные эксперты предметно говорили о современных тенденциях военно-политической обстановки в мире и на границе белорусского государства, активно обсуждали вопросы обеспечения военной безопасности, проблематику электорального суверенитета и многие другие аспекты.
В числе новшеств Концепции:
расширен перечень сфер национальной безопасности путем выделения биологической безопасности в отдельное направление;
впервые в Концепции закреплено понятие «электоральный суверенитет», раскрыты механизмы его обеспечения;
важным дополнением является уточнение индикаторов состояния национальной безопасности;
существенное внимание уделено сохранению национальной идентичности, исторического наследия, традиционных ценностей, которые в первую очередь стали объектами внешней культурно-идеологической экспансии;
ряд дополнений вытекает из особенностей социально ориентированной модели белорусской экономики и обеспечения реализации принципа социальной справедливости.
Беларусь в очередной раз заявляет всем государствам, что ни к кому не имеет претензий, готова со всеми выстраивать мирный и равноправный диалог, но не потерпит силового диктата.
Новая Военная доктрина не предусматривает кардинальной ревизии положений суверенной военной политики государства – она по-прежнему носит оборонительный характер.
Справочно:
Военная доктрина – система официально принятых в Республике Беларусь взглядов на поддержание международного мира и безопасности, обеспечение военной безопасности Республики Беларусь, ее вооруженную защиту в рамках обороны государства.
В Республике Беларусь Военная доктрина принималась (уточнялась) трижды: в 1992, 2002 и 2016 годах.
В числе новшеств Военной доктрины:
указано, что оборону государства и обеспечение его военной безопасности осуществляют все – начиная от Президента и заканчивая каждым гражданином;
реализован новый методологический подход, предусматривающий градацию военной опасности по уровням «риск», «вызов» и «угроза», что позволит реализовать поэтапную систему реагирования;
важный акцент сделан на недопущении эскалации и предотвращении военных конфликтов;
Справочно:
По оценкам Международного института стратегических исследований, в 2023 году в мире насчитывалось 183 региональных конфликта, 57 из которых находились в «горячей» фазе (то есть применялась военная сила).
четко обозначена позиция Беларуси по вопросам применения находящегося на ее территории тактического ядерного оружия. Оно рассматривается «как важное слагаемое превентивного сдерживания потенциального противника от развязывания вооруженной агрессии и является вынужденной реакцией на несоблюдение западными странами-гарантами условий Меморандума о гарантиях безопасности»;
впервые предусмотрена возможность силового ответа на деструктивное кибервоздействие;
предусмотрен механизм реагирования белорусской стороны в случае вооруженной агрессии против наших союзников по ОДКБ и Союзному государству;
обновленная Военная доктрина может служить основой для урегулирования ситуации в Европе, запуска мирного диалога. Республика Беларусь готова возобновить прагматичный диалог со странами НАТО при условии прекращения ими агрессивной риторики и деятельности в отношении нашей страны.
Справочно:
По словам экспертов, в Беларуси принцип «Хочешь мира – готовься к войне» трансформирован в истину: «Без мира нет развития, а сто лет переговоров лучше, чем один год войны».
Для сохранения и совершенствования белорусской модели социально ориентированного государства в условиях продолжающегося внешнего давления необходима эффективно работающая политическая система. В случае глобальных вызовов и угроз именно Всебелорусское народное собрание обеспечит мир и согласие в обществе, упрочит фундамент белорусской государственности.
****
В 2024 году все основные составляющие белорусской политической системы успешно проходят проверку на качество. Всебелорусское народное собрание стало символом народного единства.
Участники электорального процесса демонстрируют поддержку курса Президента и конституционного строя. Избирательные кампании привели к формированию в Беларуси категории ответственных политиков – людей с жизненным опытом, готовых вести за собой людей во имя созидания на благо Отечества. При этом солидарность не предполагает единомыслия. Путь к достижению общих целей можно видеть по-разному. Главное – нацеленность на конструктивный диалог и максимально тесное взаимодействие в интересах развития государства и общества.
«Отличительной чертой белорусской модели государственности всегда был солидарный стиль взаимодействия всех ветвей власти и госорганов. Отсутствие разногласий, мелочной борьбы политических группировок и настроенность на конструктивное сотрудничество помогали нам отстаивать национальные интересы и достигать необходимых результатов», – подчеркнул Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на состоявшейся 21 марта 2024 г. встрече с депутатами Палаты представителей и членами Совета Республики Национального собрания седьмого созыва. Говоря о важной роли Всебелорусского народного собрания для общества и государства, национальный лидер А.Г.Лукашенко особо отметил: «С формированием этого конституционного органа страна, по сути, вступит в новый исторический этап своего развития».