Версия сайта для слабовидящих
Меню
background image

Генпрокуратура – об изменении законов по вопросам борьбы с коррупцией

24.01
2023

30 декабря принят Закон Республики Беларусь № 232-З « Об изменении законов по вопросам борьбы с коррупцией» (далее – Закон). В Генеральной прокуратуре прокомментировали основные нововведения.

Правовым актом внесены изменения в Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 года № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон о борьбе с коррупцией). Скорректированы соответствующие положения  Гражданского кодекса Республики Беларусь и  Трудового кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года № 2050-XII
«О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований».


Внесенные изменения не связаны с корректировкой концептуальных положений антикоррупционного законодательства, а направлены на совершенствование профилактических механизмов противодействия коррупции, оптимизацию взаимодействия в названной сфере.


Так, в ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией введены определения терминов «организационно-распорядительные и административно-хозяйственные обязанности», что имеет значение при определении субъекта коррупционного правонарушения и привлечении лица к ответственности.

Такое дополнение будет способствовать обеспечению единства правоприменительной практики, позволит устранить имеющиеся проблемные вопросы в правоприменении.


Практика работы правоохранительных органов свидетельствует о том, что большинство коррупционных правонарушений совершается в ситуации наличия конфликта интересов у государственного должностного лица, являющегося правонарушителем. Один из основных антикоррупционных механизмов, призванных предупредить противоправное поведение лица, – институт предотвращения и урегулирования конфликта интересов. Однако его профилактический потенциал задействован незначительно.


В целях совершенствования правового регулирования названного института перечень субъектов, интересы которых влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей, дополнен свойственниками и супругами детей указанного лица.


На эффективность управления конфликтом интересов негативно влияет отсутствие процедуры ознакомления государственных должностных лиц с установленным порядком предотвращения и урегулирования таких конфликтов.


При назначении государственных должностных лиц в обязательном порядке от них теперь не только будут получать обязательства по соблюдению антикоррупционных ограничений, предусмотренных в ст. 16 Закона о борьбе с коррупцией, но и ознакамливать их с установленным порядком предотвращения и урегулирования конфликта интересов.


Статьей 21 Закона о борьбе с коррупцией дополнен перечень субъектов, которых необходимо уведомить о конфликте интересов, внесены изменения, устанавливающие последствия нарушения порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов для всех категорий государственных должностных лиц независимо от наличия у них статуса государственного служащего – привлечение к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.


 В настоящее время взаимодействие государственных органов и иных организаций в сфере борьбы с коррупцией осуществляется преимущественно путем передачи правоохранительным органам информации о факте, свидетельствующем о коррупции (ст. 10 Закона о борьбе с коррупцией).


В Законе закреплена новая форма взаимодействия, которая позволит государственному органу, иной организации получать от правоохранительных органов сведения о коррупционных деяниях работников.


Это позволит руководителям своевременно получать информацию в отношении подчиненных и принимать меры по предупреждению правонарушений, а также устранению их причин и условий.


Кроме того, если коррупционные деяния совершены лицами, включенными в кадровые реестры, или из состава депутатского корпуса, сведения об этом будут направляться по принадлежности реестров или в соответствующие органы представительной власти.


Один из актуальных вопросов – ограничение права на участие государственных должностных лиц в деятельности органов управления дочерней организации.


В Генеральную прокуратуру из государственных органов и иных организаций поступает значительное количество обращений об участии государственных должностных лиц в деятельности органов управления дочерней организации. В настоящее время возможность такого участия ограничена абзацем шестым ч. 1 ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией. Вместе с тем в ряде случаев имеется объективная необходимость в представительстве интересов основной организации в органах управления дочерней.


Ранее исключение из этого запрета могло быть установлено только законодательным актом (закон, декрет, указ) – теперь предусмотрена возможность решить данный вопрос также на уровне правовых актов Совета Министров.


Исключено понятие «сувенир», при этом в Законе дано определение понятиям «протокольные и иные официальные мероприятия», «подарок, полученный при проведении протокольного и иного официального мероприятия», поскольку в практической деятельности возникали трудности по соблюдению ограничения на получение имущества (подарков).


Одновременно с 5 до 20 базовых величин повышена допустимая стоимость такого подарка.


Запрет на дарение подарков свыше указанной стоимости установлен и в гражданском законодательстве (ст. 546  Гражданского кодекса Республики Беларусь).


Данные ограничения не затрагивают получение подарков в частной жизни (семейные, дружеские и иные отношения).


Внесены изменения в ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией – антикоррупционные требования теперь распространены на супругу (супруга), близких родственников, супругов детей либо свойственников государственного должностного или приравненного к нему лица вне зависимости от места проживания и ведения ими общего хозяйства.


Внесение изменений основано на необходимости устранить коррупционный риск незаконного обогащения супруга (супруги), близких родственников, супругов детей или свойственников государственных должностных и приравненных к ним лиц в связи с исполнением последними служебных обязанностей. Факт совместного проживания указанных лиц не влияет на возможность противоправного получения ими материальных выгод в связи с исполнением государственными должностными и приравненными к ним лицами служебных (трудовых) обязанностей.


Иные антикоррупционные ограничения, предусмотренные в ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией, также не связаны с фактом совместного проживания и ведения совместного хозяйства.


Ограничение по совместной службе (работе) супругов, близких родственников или свойственников, определенное в ст. 18 Закона о борьбе с коррупцией, теперь распространено на работу не только в государственных органах и организациях, но и в организациях, в уставном фонде которых 50 и более процентов долей (акций) находятся в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц. Работающие в организациях с преобладающей долей собственности государства, также обладают статусом государственных должностных лиц.


Такое ограничение затрагивает узкий круг субъектов: руководитель (его заместители), главный бухгалтер (его заместители) и кассир.

Данный запрет отражен также в трудовом законодательстве (ст. 27  Трудового кодекса Республики Беларусь).


Это позволит создать предпосылки для устранения коррупционных рисков при осуществлении экономической деятельности и не ухудшит условия ведения бизнеса.


Аналогичным образом расширен запрет, а также в ст. 37 Закона о борьбе с коррупцией установлена ответственность за использование государственным должностным лицом в личных интересах предоставленного ему имущества. Ранее ответственность была предусмотрена за незаконное использование только имущества, находящегося в государственной собственности.


Так, имущество хозяйственных обществ, как правило, находится в собственности данных обществ и используется для обеспечения их деятельности.


Одновременно с этим Совету Министров предоставлено право регламентировать вопросы использования служебного имущества.

Ликвидированы избыточные требования к процедуре декларирования для повышения эффективности данного профилактического механизма, что отражено в ст. 27 Закона о борьбе с коррупцией.


Лица, занимающие ответственное положение или поступившие на государственную службу путем избрания, теперь имеют возможность указывать в декларации сведения о доходах и имуществе их несовершеннолетних детей без предоставления отдельной декларации.


Исключена необходимость предоставления председателями сельских, поселковых, городских Советов депутатов, их заместителями идентичных деклараций одновременно в различные организации.


В Закон о борьбе с коррупцией ведена статья 27-1, в которой установлен перечень доходов и имущества, не подлежащих обязательному декларированию.


К ним, в частности, отнесены доходы, полученные от участия в различных бонусных программах, предлагаемых банками, организациями торговли и сервиса, от продажи имущества стоимостью не более сорока базовых величин, а также имущество, полученное в качестве подарков, стоимость каждого из которых не превышает двухсотпятидесятикратного размера базовой величины, цифровые знаки (токены).


Такие новеллы позволят упростить порядок декларирования обязанными лицами имущества незначительной стоимости, полученного в качестве подарков, в том числе в связи с исполнением служебных обязанностей, от общественных организаций, а также личных подарков.


Установлены общие основания ответственности юридического лица за совершение коррупционных действий от его имени либо в его интересах.


Республика Беларусь присоединилась к Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года, согласно ст. 26 которой каждое государство-участник обязуется установить ответственность юридических лиц за участие в преступлениях, связанных с коррупцией. В отношении юридических лиц должны применяться эффективные, соразмерные и оказывающие сдерживающее воздействие уголовные или иные санкции.


Анализ правоприменительной практики и зарубежный опыт показал, что привлечением к уголовной ответственности только физических лиц сложно добиться положительного эффекта в противодействии коррупции. Детерминация коррупционной преступности в рыночных условиях связана в значительной степени с деятельностью юридических лиц, которые получают от совершения коррупционных сделок значительную финансовую выгоду, несопоставимую с размером индивидуального наказания виновного физического лица.


Участие в коррупции юридических лиц повышает латентность этого общественно опасного явления, так как нередко юридические лица используют схемы номинального руководства, при которых лицо, фактически управляющее организацией, юридически не имеет отношения к его органам управления.


Усовершенствован порядок изъятия (взыскания) незаконно полученного имущества или стоимости незаконно полученных работ, оказанных услуг, предусмотренный в ст. 40 Закона о борьбе с коррупцией.


В качестве основания для такого изъятия (взыскания) установлен факт предоставления денежных средств или иного имущества государственному должностному или приравненному к нему лицу исключительно в результате совершения коррупционного правонарушения и (или) принятия им таких средств или имущества в результате совершения коррупционного правонарушения.


Усовершенствован механизм сдачи незаконно принятого имущества близкими лицами государственного должностного или приравненного к нему лица, в том числе применительно к ситуациям, в которых государственное должностное или приравненное к нему лицо отказывается добровольно сдать (перечислить) незаконно принятые им или его супругом (супругой), близкими родственниками или свойственниками и супругами детей денежные средства, имущество либо возместить его стоимость.

При этом общие подходы к правовому регулированию вопросов изъятия (взыскания) незаконно полученного имущества или стоимости незаконно полученных работ (оказанных услуг) концептуально не изменились.


Детализированы в ст. 43 Закона о борьбе с коррупцией обязанности руководителей государственных органов и иных организаций. Предусмотренная ранее обязанность руководителей принимать в пределах своей компетенции меры по борьбе с коррупцией дополнена обязанностями по предупреждению и выявлению нарушений антикоррупционного законодательства, устранению последствий, наступивших в результате таких нарушений, а также способствующих им причин и условий.


Изменения в антикоррупционное законодательство внесены с учетом положений нового Закона Республики Беларусь от 1 июня 2022 года № 175-З « О государственной службе», а Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года № 2050-XII «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета, Государственного комитета судебных экспертиз, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований» дополнен новыми основаниями для ограничения назначения и выплаты пенсии лицам, совершим противоправные деяния.

Указанные изменения будут способствовать повышению эффективности противодействия коррупции, защите прав и законных интересов граждан.